ДЕТСКИЙ ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ 'ПЛАНЕТА ДЕТСТВА'

Заметки логопеда

ответы на вопросы, статьи, рекомендации



 

  8ноября 2011г.Доброго времени суток.Благодарю за внимание к нашему сайту. В этом разделе я хочу поделиться своим опытом в работе с особыми детками. В нашем детском центре развиваются не только обычные дети но и особые детки социализируются  и адаптируются к окружающей среде. Мы работаем и с аутятами и с даунятами, познают мир и развиваются у нас детки в состоянии дцп и онр. Во время социализации( это комплексные развивающие занятия в том числе и логопедическая коррекция) многие детки освобождаются от нежелательных состояний. Содержание занятий - это не тайна:) секрет в системности и комплоексном подходе. Для того , чтобы ваш ренбёночек был здоровенький в первую очередь предлагаю узнать об Этапах  развития речи( любое отклонение от нормы требует своевременного обращения к специалисту. И тогда даже аутичное состояние легче корректируется).

 И ТАК, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);

 7-9 месяцев:  лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);

 9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

 11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);

 2-3 года: появляются первые предложения;

 Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

 

А теперь о признаках нарушения речи:

-к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

 -к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

 -к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

 -к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

 -к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

 -к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

 -к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

 -к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

 -к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

 -к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

 -к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

 -в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

 -в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

 

 

 

Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».

 Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

 Заботливые родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!

 Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!

 

   9ноября 2011г. Я буду рада если вы, уважаемый посетитель, поделитесь своим опытом и с радостью отвечу на ваши вопросы.  Сегодня мы поговорим   о том, что значат логопедические  диагнозы. Бывает так, что в кабинете у специалиста родители услышали диагноз, поставленный самому любимому их чаду и.... весь мир перевернулся. А ведь не всё так безутешно. То что на сегодня кажется ужасным- на завтра окажется  совсем не проблемой. И так логопед поставил вашему ребёночку диагноз- ЧТО ЖЕ ОН ОЗНАЧАЕТ  ( !!! ИНФОРМАЦИЯ ДАЁТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ!!!)

 

Дислалия - это самое распространенное нарушение.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

 

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.

Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

 

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.

Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

 

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания:

речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

избегайте психических и физических травм (особенно головы);

не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;

не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

 

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Особенности:

моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

 

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы.

Особенности:

общий мутизм - ребенок не говорит вообще;

избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

 

Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.

Особенности:

дети легко возбудимы и иногда агрессивны;

часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;

с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;

для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

 

 ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

 

 Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

 

 Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);

речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;

ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;

речь детей с ОНР является малопонятной;

 Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:

 

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.

Особенности:

словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;

при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);

часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;

такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;

многие звуки не произносятся;

сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

 

2-й уровень

Особенности:

достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;

используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);

нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);

в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

 

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.

Особенности:

неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);

упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);

словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);

неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);

слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);

звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;

 

нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в  слове, плохо подбирает картинки на заданный звук.

 

На первой консультации с родителями  мы устанавливаем причину которая привела к нежелательному состоянию их малыша. Детки продолжение своих родителей, а значит они то волшебное  зеркало, в котором видны пробелы прошлого:) При искреннем сотрудничестве специалиста с родителями особые детки через время свои состояния оставляют в прошлом.  

И ТАК, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

  Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

 Возможные причины:

 

-негативные факторы в период беременности и родов;

-«педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

-перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

-частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

-наследственные факторы;

-снижение слуха;   естественно это на все причины, которые могут привести к нежелательным состояния.Существуют глубинные причины, для выявления которых есть множество методик а самое главное условие - искренность и партнёрство родителей, пришедших за помощью:)

 

 

 

 

     ОСОБАЯ  ТЕМА ОБ ОСОБЕННОМ СОСТОЯНИИ ДЕТОК . ДЦП.

ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ МНЕ ПОМОГЛА ПОДГОТОВИТЬ НЕВРОЛОГ НАШЕГО ДЕТСКОГОЦЕНТРА ПЛЮТА ВИКТОРИЯ.
ДЕТИ В СОСТОЯНИИ ДЦП.
ДЦП – эта аббревиатура пугает всех родителей и зачастую звучит как приговор. Однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Это СОСТОЯНИЕ стоит подвергать сомнению и выявлять истинные причины, ведущие к нарушению двигательных функций ребенка. Дело в том, что детские невропатологи склонны ставить этот привычный для них диагноз с первого года жизни ребенка – при появлении первых признаков параличей и парезов. Однако при глубоком научном и практическом исследовании оказалось, что диагноз «ДЦП» - это диагноз весьма условный, неточный. Как отмечает Анатолий Петрович Ефимов, врач травматолог-ортопед-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Межрегионального Центра восстановительной медицины и реабилитации в Нижнем Новгороде, «ДЦП – это еще не приговор, так как 80% случаев его можно излечить до полного восстановления ребенка.
. Если реабилитацией заняться своевременно, как показывает медицинская и психотерапевтическая практика, дети до 5 лет вылечиваются в 90% случаев и идут в школу вместе с обычными детьми.
ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.
Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.
Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.
Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.
Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.
Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.
В больницах за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно.. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.(продолжение следует)
ДЦП бывает трех групп.
Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. СОСТОЯНИЕ наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.
Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.Таких детей около 10%.
Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким СОСТОЯНИЕМ тоже около 10% .Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы , а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети МОГУТ БЫТЬ адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.
Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП! Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма тяжелая или средней степени тяжести.
Кроме диагноза ДЦП стоит остановиться на диагнозе(СОСТОЯНИИ) «угроза ДЦП». Он ставит в основном на первом году жизни ребенка. При этом необходимо учесть: пока не выявлены основные причины парализации нервной системы, опорно-двигательного аппарата, пока не проведено современное комплексное обследование ребенка и пока не наступили нормальные, естественные сроки появления ходьбы, нельзя преждевременно ставить диагноз «угроза ДЦП». О таких детях до одного года необходимо много хлопотать прежде всего родителям, консультировать их в самых лучших центрах, у самых лучших врачей для того, чтобы окончательно разобраться в перспективах развития подобного заболевания у ребенка.
Важную и многочисленную группу больных с диагнозом (СОСТОЯНИЕМ) ДЦП составляют дети с так называемым вторичным ДЦП, то есть первично на момент рождения этим детям не было оснований ставить «ДЦП». ПРИРОДА ТАКИХ БОЛЕЗНЕЙ НЕ СОЗДАЁТ(!!!!!!!!!!!). Откуда же они берутся? Оказывается, все эти дети лишь с ДЦП-подобными заболеваниями, с последствиями родовых травм или воздействия других патологических факторов. Но вследствие неправильного лечения к 7-10 годам они становятся детьми со вторичным ДЦП – с необратимыми функциональными нарушениями, с медико-биологическими последствиями, то есть, как у нас к сожалению называют особых детишек- инвалидами.
Как же должны вести себя родители ребенка при диагнозах (СОСТОЯНИЯХ) «угроза ДЦП» или «ДЦП»?
Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее.
Лучшая излечимость наблюдается у дететок до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но ОБЯЗАТЕЛЬНО восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Реабилитации все возрасты покорны. ГЛАВНОЕ понять, что ваш ребёночек находится в особом СОСТОЯНИИ (природа не создаёт болезни!!!) и комлексное решение вопроса о его состоянии, наполненное любовью и притнятием – меняет состояние.
 
В реабилитации деток в состоянии ДЦП,по моему мнению, важен комплексный, мультидисциплинарный, «бригадный» подход к вопросам реабилитации. В возрасте 1-3 лет основной задачей лечебно-педагогической работы является: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности. Также – вертикализация ребёночка и обучение нормальной ходьбе. И это единый, доказавший свою эффективность, принцип подхода к вопросу ДЦП. Важно помнить, что лечение и реабилитация деток в состоянии ДЦП – это длительный, непрерывный процесс, требующий терпения и усилий самого ребёнчка, родителей и врачей, психологов, педагогов. У кого есть опыт или другое мнение - делитесь ими пожалуйста!
Социализация таких деток необходима. Любящим и терпеливым родителям особых деток приходится наблюдать некоторую отстранённость окружающих или, что ещё дискомфортнее, ЖАЛОСТЬ в глазах окружения. Не потомучто окружающие злые люди или бездушные. В каждом из нас хватает + и -. А только лишь потому что у каждого из нас есть нормы. И то что не входит в рамки наших норм, многих настораживает. Самые замечательные ОСОБЫЕ родители- ищите возможности общения ваших деток в социуме. Если мы будем на насторожиность отвечать взаимно - мы лишим наших деток чувтва достоинства и права свободы. Всё что описано выше я проживаю вместе со своими ОСОБО важными для меня пациентами. И достигаем результатов. И мы знаем , что результаты возможны. А Вы? Пишите, отвечайте. Рады общению.

 

 

    Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП

Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни. В доречевой период логопедическая работа направлена на формирование предпосылок развития речи – создание оптимальных социальных условий, развитие сенсомоторной сферы ребенка, развитие и нормализацию сенсомоторной основы артикуляции.
На этом этапе, прежде всего, необходимо создать оптимальные социальные условия для развития речи ребенка. Нужно объяснить родителям, какие проблемы могут возникнуть при формировании речи и каковы последствия отклонений в ее развитии. Беседу следует проводить тактично, на доступном для родителей уровне, так, чтобы они, с одной стороны, осознавали необходимость систематического выполнения рекомендаций логопеда, а с другой стороны, подготовились к тому, что результаты работы могут быть и ниже ожидаемых.
Корректируя отношение родителей к ребенку, логопеду зачастую приходится выступать в роли психолога. В первые годы жизни ребенка подавляющее большинство родителей надеется на полное его излечение, хотя есть небольшая часть родителей, считающих своего ребенка безнадежным. В любом случае, ни те, ни другие не готовы к жизни с ребенком-инвалидом, нуждающимся не только в длительном лечении, но и в специальном образовании. Поэтому многие родители, обнаруживая малую результативность отдельных занятий, считают, что или логопед работает неправильно, или вообще эта работа для их ребенка бесполезна. Логопеду нужно учитывать эти особенности родительской психологии и постоянно объяснять, с какой целью используются те или иные приемы работы и какие результаты при этом достигаются. При этом среди рекомендаций родителям самой главной должна стать о необходимости создания спокойной, доброжелательной атмосферы в семье. К сожалению, родители нередко «зацикливаются» на поиске причин рождения больного ребенка и взаимных обвинениях по этому поводу. Нужно объяснить родителям, что больной ребенок – не несчастье, а человек, нуждающийся в помощи окружающих и в родительской любви.
Молодых родителей часто беспокоит отношение окружающих, некоторые родители даже прячут ребенка от посторонних глаз, боятся и стесняются того, что окружающие могут заметь его болезнь. Если взрослые занимают такую позицию, то проблемы в развитии ребенка раздражают их, в семье возникает нервозная обстановка. Конечно, такая семья нуждается в помощи психолога, но логопеду также нужно учитывать особенности отношений в семье и способность их нормализации.
Логопедическую работу в доречевом периоде в нашем детском центре мы стремимся проводить при родителях, для того, чтобы они усваивали правильный стиль общения с ребенком, осваивали основные приемы работы, для самостоятельного проведения дополнительных занятий дома. Это обеспечит системность работы даже в случае вынужденных перерывов в работе логопеда. 


В нашем детском центре при работе с детками ДЦП я использую методики Е.Ф. Архиповой.
Е.Ф. Архипова сформулировала основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в доречевой период их развития:
1. Максимально раннее начало специальной логопедической работы
2. Поэтапное развитие психических функций в соответствии с последовательностью их развития в онтогенезе и анализ их состояния у конкретного ребенка
3. использование кинестетической стимуляции в развитии моторных, сенсорных и речевых функций
4. Творческое применение принципов индивидуального подхода, систематичности, последовательности, активности, наглядности.
5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка
6. Комплексное медико-педагогическое воздействие с привлечением родителей ребенка
Так, Е.Ф. Архипова рекомендовала проводить занятия ежедневно в присутствии родителей и медицинских работников, которые в течение дня могут закреплять достигнутые результаты. Начинать занятие следует с укладывания ребенка в «рефлекс-запрещающие» позиции:

· поза эмбриона в положении на спине: голова опущена на грудь, конечности согнуты и приведены к туловищу (в этой поле проводятся плавные покачивания);
· поза эмбриона в положении на боку;
· в положении на животе под грудь подкладывается валик, а тазовая область прижимается к поверхности с помощью утяжелителей, например, мешочка с песком;
· в положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, так чтобы голова была откинута назад; ноги согнуты в коленях»
· в положении на спине голову ребенка фиксируют с обеих сторон валиками;
· ребенок в положении полулежа в кресле-качалке;
· ребенок сидит внутри надувного круга.  Рекомендации Е.Ф.Архиповой и её методики дают положительные результаты в работе нашего детского центра.

С детками  раннего возраста на логопедических занятиях мы  реализуем следующие направления работы: 
1. развитие коммуникативности ребенка;
2. стимуляция сенсомоторного развития;
3. формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции

 

В заключение хочется пожелать истинных и ощутимых успехов всем коллегам (да и родителям, доля и роль которых в этом процессе очень велика) в разрешении этого медико–социального вопроса.



 

 

        реабилитация глухих и слабослышащих детей 
 В нашем  центре проводится обучение глухих и слабослышащих детей (начиная с младенчества), их родителей.Наша работа основывается на авторской Системе Э.И.Леонгард. Систему отличает уникальный подход к развитию слухового восприятия даже у так называемых тотально глухих детей. В своей работе я пришла к выводу что большинство даже этих детей имеют те или иные остатки слуха, которые необходимо развивать. В результате комплексной и системной работы  по развитию слухового восприятия у неслышащих детей формируется речевой слух, который со временем становится, как и у слышащих, базой для становления их устной речи. 
При использовании данных системных методик, дети живут в семье, а не в интернате, и родители  активно участвуют в (ре)абилитации своих детей. Одновременно происходит и реабилитация родителей. В то же время большинство глухих и слабослышащих детей оказываются социальными сиротами тогда, когда подобные методики используются с 1966года.
В свою работу мы обязательно включаем профилактику социального сиротства. Это  важно, потому что число людей с патологией слуха постоянно увеличивается. 
Основой  нашей работы является отношение к неслышащим как к равным со слышащими в возможностях психического, языкового, культурного, социального, физического развития, но нуждающихся в специальной и длительной помощи для преодоления последствий природных физических ограничений. 
  Занятия, встречи и просто общение благотворно влияют на  родителей глухих детей и самих неслышащих детей на родителей слышащих детей. Неслышащие дети вырастают носителями родного языка, у них развивается слуховая функция и речевой слух. Дети становятся образованными, самостоятельными.  В нашем центре слабослышащие детки также учатся музыке.  Наша цель- получение этими детками  среднего, средне специального и высшего образования вместе со слышащими в общеобразовательных школах, техникумах, училищах и вузах.   
Через обучение по Системе прошло более 25 тыс. глухих и слабослышащих детей; в настоящее время она реализуется более чем в 120 городах, посёлках, деревнях России и в более чем 40 населённых пунктах 11-ти государств СНГ.  Наш центр поддерживает эти методики и мы получаем результаты. О них вы можете прочитать в разделе ОТЗЫВЫ. 

 

 

 

    О ВИДАХ ДИФЕКТОВ РЕЧИ 

Задержка речи и нарушение артикуляции.
Задержка речи – ребенок сокращает, коверкает слово, заменяет звуки, некоторые не произносит совсем. До трех лет это считается нормой.
Расстройство артикуляционного аппарата - Ребенок неправильно произносит звуки, у него не получается произнести звук из - за неправильного положения какого то органа речи. Ребенок может картавить, шепелявить, неправильно произносить л, ль или другие звуки.
Следите за своевременным появлением звуков в речи ребенка.

1 – 2г. 2 – 3г. 3 – 5г. 5 – 6л.
а,о,э,п,б,м и,ы,у,в,ф,т,д,н. с,з,ц,ш,ж,ч,щ. р,л.  



Этапы работы по исправлению звука. 

Подготовительный этап.
Подготавливает органы к правильному восприятию и воспроизведению звука. 
Включает в себя: 
1. Артикуляционную гимнастику. 
Ее цель – выработка полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щек, нижней челюсти) и подготовка к правильному звукопроизношению. Гимнастика готовит органы к постановке, но не ставит их. 
2. Дыхательные упражнения.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи, сохраняет плавность, музыкальность речи, обеспечивает нормальное голосообразование. Для произнесения многих звуков нашего родного языка нужна направленная воздушная струя, выработка которой и проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. Так как в создании струи задействованы щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, и любое нарушение этого правила приводит к искажению речи, поэтому не пренебрегайте работой над дыханием, например: научите делать длительный вдох и выдох, задувайте ватный мячик в ворота и т.п. Занятие не больше 15 минут. 
Вы должны постоянно наблюдать за ребенком, так как сначала ему будет трудно ощутить, что воздух проходит через нос.
3. Развитие мелкой моторики руки.
В головном мозге человека, центры, которые отвечают за нашу речь и движение пальцев рук, находятся очень близко и тесно взаимосвязаны. Стимулируя тонкую моторику, Вы активизируете не только отделы мозга, но и находящиеся рядом зоны, отвечающие за речь. Развивая пальчики – развиваете речь. Кроме специальных упражнений Вам помогут такие настольные игры, как пазлы, мозаика, конструкторы, а также игры со шнуровками, пластилином, рисование, аппликация и занятия по рабочим тетрадям. 
4. Развитие фонематического слуха. 
При несформированном механизме речевого звукоразличия, ребенок, вместо слова маша, слышит слово каша.
Сначала Вам нужно приступить к развитию неречевого слуха. Слушайте журчание воды, шорох листьев, бытовые шумы, уличные. Научите ребенка их узнавать. Выполнять упражнение полезно с закрытыми глазами, без опоры на зрение. Аудиозаписи очень помогут Вам в этом задании. 
5.Развитие речевого слуха.
Походите с малышом по дому, постучите палочкой по разным предметам, обсудите, что и как звучит, какие звуки похожи, чем отличаются. Пусть ребенок постарается их запомнить, а потом узнать.



Постановка звука.

Цель – постановка изолированного звука. Добивайтесь правильного произношения.
Постановка по подражанию 
Внимание ребенка концентрируют на положении и движении органов артикуляционного аппарата (понадобится зеркало, для контроля за правильным выполнением). Дополнительно на ощупь ребенок проверяет рукой вибрацию голосовых связок при звонких звуках, или толчки струи воздуха при постановке звука ч.

С механической помощью.

При этом способе постановки звука органами артикуляционного аппарата с помощью специальных приспособлений помогают принять нужное положение или выполнить необходимые движения.

Смешанный способ.

Все возможные способы правильной постановки изолированного звука.

Автоматизация звука.

Постепенно, последовательно звук произносится в слогах, словах, предложениях и самостоятельной речи малыша.

Основная задача – как можно большее количество раз произнести отрабатываемый звук. Звуки в словах должны находиться в разных положениях: в начале, в середине, в конце слова.

На помощь вам придут потешки, песенки, скороговорки, которые легко запоминаются, развивают память, расширяют словарь. Они не только знакомят детей с художественной речью, творчеством народа, но и способствуют усвоению звукопроизношения.

Чистоговорки также помогут выработать у вашего малыша правильное произнесение звуков, научат слышать и различать звуки. Когда Вы на своем уроке будете отрабатывать произношение звука, предлагайте ребенку загадки, в ответах на которые будут трудные звуки. Разучивайте стихи с трудным звуком. Используйте специальные логопедические лото, там уже подобраны картинки на каждый звук. Рисуйте картинки, относящиеся к данному звуку, пойте различные песенки. Используя наглядный материал, проводя занятие в игровой форме, Вы быстрее начнете радоваться результатам. Не придумывайте себе никаких временных ограничений, занимайтесь систематически каждый день.

О возникших вопросах пишите в комментариях, или в разделе контакты, мы обязательно Вам ответим.

 

 

 

 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.
В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.
У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
 О МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ            К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей. 
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.
При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).
Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.
Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.
Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

    Мы рады помочь вашему малышу гармонично развиваться!

  в нашем центре  открыт набор в группы возрастного развития деток с зпр. 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Обновлен 07 апр 2012. Создан 09 ноя 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником