ДЕТСКИЙ ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ 'ПЛАНЕТА ДЕТСТВА'

Психологическая студия

консультации психолога;методики, дающие практический результат; статьи, наблюдения и многое другое:)



   ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК. РАДА ГОСТЯМ НАШЕГО САЙТА.:) ПРЕДЛАГАЮ ВЕРНУТЬСЯ В ДЕТСТВО и.......... ВСПОМНИТЬ СКАЗКИjust lookingи так ЧТО НЕ ДОЧИТАЛИ МЫ В СКАЗКАХ? И ЧТО ПОМОГАЕТ В СКАЗКАХ ГАРМОНИЧНО РАЗВИВАТЬСЯ НАШИМ ДЕТКАМ?  
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать? К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было. Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребенка.
! «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки!
Сказки детям необходимы— особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту. Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла «Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку и эти заклички в музыкальном сопровождении мне очень помогают на логопедических занятиях при работе над фоном речи. Да и малыши на развивающих занятиях очень любят песенки про солнышко и передают друг другу тепло солнышка через ладошку). Потом лиса петушка хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его. В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.( на развивающих и логопедических занятиях особым деткам, многим, трудно даётся тема о временах года- а вот через сказку и сравнения интереснее проходит занятие и продуктивнее)
!«Курочка Ряба» — сказка для взрослых!
«Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
?Кто такая Баба-яга?
Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только. Но, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. »Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет«. Но у нее другое зрение — она видит будущее.По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки. Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле. Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.
!Сейчас посажу на лопату — и в печь!

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя. Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
!!!!!! Иван — да не дурак!!!!
Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие. Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.
Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!( к моей радости , родители деток с диагнозами онр со временем убеждаются в том, что их Иванушки и Емели – просто кладезь талантов и достаточно умные дети. !!!!!!!)

Сказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.

Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней.К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью. И помните слова Юрия Лотмана: «Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».
Для особо подвижных деток :) есть сказки в электронном варианте в виде призентаций.
Делитесь своими впечатлениями о сказках. И давайте обсудим эту интересную тему:)

 

  О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ.О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ, коректирующей, СКАЗКЕ
Терапевтическая сказка для взрослых и детей со встроенной метафорой.
Нет ничего заманчивее и увлекательнее загадочного путешествия в глубины фантазии. Это прекрасный и удивительный мир, в котором возможно все. И только в фантазии можно почувствовать себя абсолютно свободно и комфортно, и просто позволять происходить всему тому, что будет происходить... И поскольку это именно твоя фантазия - ты можешь сделать ее максимально удобной для себя и чувствовать в ней себя и очень спокойно и безопасно и погружаться в нее все глубже и глубже...
И теперь когда ты полностью отдался своему воображению ты можешь действительно расслабиться и раствориться в этих звуках чувствах и образах и отпустить свои мысли... и позволить этим чувствам звукам и образам сменять друг друга переходя от одного приятного воспоминания к другому, от одной мечты к другой...
Изменение - наше самое стабильное состояние... жизнь все время меняется и самое постоянное - это изменение... а изменение - ничто иное как познавание изучение и открытие... а с каждым новым открытием с каждым новым знанием ты становишься другим и теперь ты уже никогда не будешь таким как прежде...
Это как прогулка в таинственное подземелье которое манит своими секретами... и ты берешь фонарик и кусочек мела и начинаешь спускаться по старым каменным ступеням, шаг за шагом, очень медленно и спокойно... и с каждым шагом чувствуешь себя все более расслабленно и комфортно, потому что это твое подземелье и его секреты - это твои секреты, и его решения - это твои решения, и его радости и беды - это твои радости и беды, и его фантазии и воспоминания - это твои фантазии и воспоминания... и ты просто позволяешь всему этому быть и происходить... просто идешь по этим удивительным ступеням, все глубже и глубже поднимаясь к высотам и все выше и выше спускаясь к глубинам подземелья... и окончательно успокаиваешься и расслабляешься забывая обо всем на свете, только ты и это удивительное приключение...
Оказавшись в подземном коридоре при свете фонаря ты можешь разглядеть, что коридор разделяется на несколько туннелей и над входом в каждый что-то написано, но ты не можешь разобрать надписи - они слишком устарели и хотя тебе удается прочитать некоторые слова, ты не понимаешь их значения они очень древние... и ты наугад решаешь начать с крайнего туннеля и спокойно в удобном для тебя темпе обойти один за другим... и ты начинаешь исследовать свой первый коридор спокойно и уверенно продвигаясь все дальше и дальше... и все что ты видишь, слышишь и чувствуешь, все что здесь есть - твое, и все что здесь происходит - происходит для тебя и ты можешь просто позволить себе заполниться всем этим или раствориться во всем этом... не важно... важно просто быть там... просто идти по этому коридору разглядывая и ощупывая все что тебя окружает... и конечно же именно в этом коридоре ты найдешь что-то действительно удивительное и интересное, что-то действительно важное и нужное...я не знаю что это, но я уверена, когда ты это найдешь - ты каким-то непостижимым образом узнаешь, что это оно... добыть важное и главное - действительно мужественный поступок... и ты можешь просто взять свою находку с собой и отправиться в обратный путь... спокойно и уверенно, возвращаясь... и теперь, когда другой ты снова стоишь в большом коридоре и смотришь на надписи над входами туннелей, ты с удивлением отмечаешь, что понимаешь загадочные слова и что это не просто надписи, это сообщения для тебя - простые ответы... ответы на очень сложные вопросы, ответы, которые ты искал много дней и лет... и нашел... они оказались там, где ты никогда их не искал... доброта или жестокость, щедрость или скупость, быть любимым и любить или одиночество, доверие или подозрительность, смелость или трусость...теперь ты знаешь, что выбрать... но пора возвращаться и ты поднимаешься по знакомой лестнице шаг за шагом, все выше и выше, покидая подземелье, и ты теперь другой и уже никогда не будешь таким как прежде, потому что теперь ты знаешь самую главную тайну подземелья и это знание останется с тобой... и на прощанье ты можешь просто сказать несколько теплых слов чудесному подземелью и может бы даже пообещать вернуться... и просто спокойно возвращаться в удобном для себя темпе в свое обычное состояние, в здесьы хотите получше узнать своего ребенка?

Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности? Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?Тогда эта статья – специально для Вас!Зачем нужны сказочные истории? Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт:“Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема — боязнь быть покинутым. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире,который подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно”. И на самом деле, рассказывание историй, для родителей – вещь уникальная. Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку – одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети – в каком-то роде инопланетяне на нашей “взрослой” планете. Прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда. Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во “взрослом” мире. Даже если они и встречаются - все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают “как от стенки горох” – не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых предельно однозначно (“да-нет”, “плохо-хорошо”), приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете. Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку “по-жизни” или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен “один на один” со своими проблемами. Выход здесь один – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя как “рыба в воде”. В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия, является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.ЭТИ СКАЗКИ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ , ТРОГАТЕЛЬНЫ И ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:)
Мышонок Пим и темнота.
Жил-был на свете маленький мышонок Пим.Он весь день играл в прятки и догонялки со своими братишками. Но когда на землю опускалась ночь, Пим начинал бояться.Он очень боялся темноты. Она окутывала знакомый шкаф и превращала его в большого черного кота, которого Пим боялся больше всего на свете. А когда за окном слышались шаги, то мышонок представлял себе ежа, что вышел на охоту ночной порой.А если на темном небе мелькал яркий огонек, Пиму казалось, что это сова ищет его. Ведь и еж, и сова охотятся на мышат. И тогда мышонок Пим залезал с головой под одеяло и дрожал от страха. Однажды, когда снова наступила ночь, Пим залез под одеяло, сильно-сильно зажмурил глаза и захотел, чтобы вокруг стало светло, как днем. И вот, когда мышонок открыл глаза, вокруг него стало светло, как солнечным днем, а сам он оказался в красивом лесу.Пим радостно побежал по дорожке! Но тут он услышал чей-то плач. Посреди тропинки сидело маленькое черное существо и горько плакало. Пиму стало жаль незнакомца, он подошел и спросил: -Кто ты, и почему ты плачешь? –Я – Темнота, – ответило существо – А плачу я потому, что мне грустно и одиноко. Меня все боятся, и никто не хочет со мной дружить! Каждый вечер я прихожу в гости в каждый дом, и нигде не могу найти друзей. А мне так грустно одной, так хочется найти друга! И Темнота заплакала еще сильнее. Пиму стало жаль Темноту.
– Давай я буду твоим другом! – сказал он.
И с тех пор мышонок Пим и Темнота стали дружить. Каждую ночь, когда Темнота приходила в гости, Пим больше не дрожал от страха. Он представлял, что шкаф – это большой кусок сыра, а бояться сыра смешно!Шаги за окном – это бродит пес Пуфик, сторожит по ночам. А огонек в темном небе – это падающая звезда… Пим закрывал глаза, и спокойно засыпал. А Темнота укрывала его теплым одеялом, убаюкивала и следила, чтобы никто не помешал мышонку хорошенько выспаться…
ЭТИ СКАЗКИ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ И ТРОГАТЕЛЬНЫ И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:)
Мышонок Пим и каша.
Мышонок Пим не любил есть кашу. Не потому, что она невкусная. Мама очень вкусно готовила кашу.Но Пиму все равно хотелось на завтрак съесть что-то более интересное. Например, кусочек сыра, или шоколадку. Да и жалко тратить время на кашу, когда можно столько всего успеть сделать!Но мама всегда повторяла, что каша очень полезная. Однажды утром, когда мама снова поставила перед Пимом тарелку с кашей, он сказал:
- Я больше не буду есть кашу! Не хочу!
- А что же ты будешь кушать? – удивилась мама.
- Ничего! Потерплю до обеда, вдруг на обед будет что-нибудь вкусненькое! А может и вообще не буду есть, мне и так неплохо!
- Но ведь каша такая полезная, в ней есть все, чтобы ты рос здоровым и сильным. И тебе нужны силы для того, чтобы играть, бегать и прыгать! – ответила мама. – Спроси кого угодно, все едят полезную пищу.
Но мышонок Пим ее уже не слушал, он побежал играть во двор.Во дворе росло большое дерево! Пим решил узнать, а как оно растет, ведь оно ничего не ест. У дерева и рта-то нет!
- Конечно, я кушаю. – Рассмеялось дерево. – Только не так, как ты. Меня кормят мои корни. Они находятся глубоко в земле, и берут из нее много полезных веществ. Поэтому я и расту так хорошо. Мышонок был очень удивлен, и немного расстроен. Ведь он хотел показать маме того, кто не ест, и при этом замечательно живет! Он побежал за ограду, где текла небольшая речка. «Уж она-то точно ничего не ест» - подумал Пим – «У нее нет ни рта, ни корней».
- Ну что ты, мышонок, - зажурчала речка – меня питают подземные родники. Без них я так и осталась бы тоненьким ручейком. А сейчас посмотри, какая я широкая и быстрая! Я пью родники и еще дождевую воду.
Мышонок побрел дальше. И тут он споткнулся о камень. Серый камень лежал посреди дороги, большой и тяжелый. И мышонок задал камню тот же вопрос.
- Нет, я ничего не ем. – Сердито ответил камень. Он очень неохотно разговаривал.
Радостный мышонок побежал домой и рассказал маме про камень.
- Вот видишь, - говорил мышонок, - он ничего не ест и не пьет, и при этом хорошо себя чувствует.
- Ну что же, - улыбнулась мама, - если ты хочешь быть как камень, тогда тебе, конечно, можно ничего не есть. Будешь целый день лежать, и ничего не делать. Ведь камень всегда лежит неподвижно. Не будешь расти – ведь камень не растет. И все будут об тебя спотыкаться.
- Нет, нет! – Закричал мышонок. – Я не хочу лежать неподвижно, ведь я так люблю играть, бегать и прыгать! И я хочу вырасти как папа, большим и сильным. И уж совсем не хочу, чтобы об меня все спотыкались! – Мышонок уже почти плакал. Ему вдруг стало так страшно, что он превратится в камень.
- Мама, скорее дай мне вкусную пшенную кашку! – попросил он. Мама с улыбкой поставила перед ним его любимую тарелочку с кашей. Пим съел все и даже попросил добавки!
С тех пор мышонок Пим всегда кушал на завтрак кашу, ведь ему так хотелось оставаться веселым и шустрым мышонком, и совсем не хотелось быть скучным серым камнем.
Автор этих сказок Валентина Ушаева. Первая сказка мне помогла в работе с детками которые прошли через испуг и имели физические последствия.Вторая сказка говорит сама за себя- она для тех малявочек, которых накормить не так уж легко:) в нашем детском центре на занятиях в психологической студии детки любят играть в сказку- для них это просто спектакль. А результатом этой игры является корректировка нежелательных состояний и поведений.
Давайте обсудим эту тему:)!!!!!!!!

 

 

 

Адаптация ребёнка к детскому саду   и группы по адаптации к детскому саду .

  У нас функционируют группы по адаптации к детскому саду. Проведение занятий, условия, режим - соответствуют требованиям детских садов. Первые занятия проходят с родителями а через некоторое время малыши самостоятельно учавствуют в занятии и время пребывания увеличивается. 

   КАК ДОЛЖНА ПРОХОДИТЬ АДАПТАЦИЯ:
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела
изменения характера стула
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. 
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
до приёма рассказать воспитателям о режиме, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью воспитатели найдут ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

Если по этому вопросу вы получили не все ответы- спрашивайте. Я с радостью дополню ответ:)

 

 

                           ТАЙНЫЙ     МИР     РИСУНКА.  

               Детские рисунки: от каляк-маляк и до.... 
Едва ли найдется семья, в которой бы не собирали детские рисунки. Вначале это просто «каляки-маляки», затем «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая», позже у девочек – принцессы, а у мальчиков – автомобили.
Рисунки взрослеют вместе с нашими детьми. И если научиться «читать» их, понимать, как они меняются с возрастом, то можно многое узнать о своем ребенке, о его психологическом состоянии, о том, как изменяется его мироощущение. И наконец, вовремя распознать в юном художнике талант.   Часто на моих занятиях  арт-терапией   родители  подсказывают деткам- "Почему глазок не нарисовал?" или " А что- это и весь рисунок? Дома ты рисуешь дольше и понятнее.."Родители расстраиваются зря. Возможно дорисованные глазки, ножки, ручки, листочки, улыбки отнюдь не будут достойным дополнением к рисунку.  Давайте узнаем, что же возможно ожидать от рисунка юных художников в разный временной период.
От 1 до 3 лет: доизобразительный период

Ребенок еще не может изображать предметы – он скорее экспериментирует с карандашом. Поначалу это спонтанное чёркание. Постепенно от штрихов малыш переходит к неотрывным круговым движениям: на листе появляются спирали, круги, зигзагообразные каракули. Подражая, он проводит вертикальные и горизонтальные линии. Со временем ему удается нарисовать кривую замкнутую линию. Наступает новый этап – узнавание. В рисунке ребенок узнает и с радостью называет предмет: мячик, солнышко.
От 3 до 5 лет: изображение как образ предмета.
К трем годам у детей появляется интерес к процессу рисования. У ребенка рождается замысел рисунка, то есть он хочет изобразить что-то конкретное: здание, предмет, человека. Если у трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги», то к четырем годам это уже два овала с ручками и ножками – палочками, в пять лет – появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. Начиная с четырех лет детские рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник.
От 5 до 7 лет: изображение как образ явления/события.
Этот возраст специалисты называют «золотым веком» детского рисования. Изображаемый человек обретает уши, брови, волосы, шею, одежду. На рисунке часто наблюдается эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно (например, дом с предметами внутри). Осваиваются новые выразительные средства – пропорциональность предметов и их частей, использование цвета, смысловое расположение фигур. При этом самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка.
От 7 до 10 лет: изображение как образ знания.
Рисунки становятся сюжетными, а фигуры – все более пропорциональными и детализированными. Появляется композиция, делаются попытки передачи движения, перспективы, объемности предметов. Человека ребенок пробует изобразить в профиль. Расширяется тематика рисунков. В этот период некоторые дети сосредотачиваются на каких-то определенных темах: рисовании сказочных персонажей, лошадей, кораблей, автомобилей, доисторических животных и т. п.
От 10 до 12 лет: изображение как художественный объект.
Изображение старательно отделывается, большое значение придается технической стороне исполнения. Ребенок пытается накладывать тени и придавать форму, благодаря чему рисунок приобретает объемность и пластичность. Девочки проявляют склонность к орнаментально-декоративному рисованию, а мальчиков привлекают комиксы и карикатуры.
От 12 до 14 лет: изображение как образ проблемы/идеи.
В этот период дети с большим увлечением рисуют сложные, многодетальные композиции на темы своих фантазий, прочитанных книг или увиденных фильмов. Рисунки подростков все больше отражают их интересы, увлечения, переживания и т. д.
От 14 до 17 лет: изображение как образ внутреннего «я».
Старшие подростки с их стремлением к самоопределению и поиском идеалов рисуют образы литературных и киногероев, портреты великих людей, самым же распространенным мотивом рисования становится автопортрет. Вообще, следить за эволюцией автопортретов ребенка очень интересно: как с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, каким он видит себя в тот или иной период жизни.

Нам же с вами важно помнить одно: в любом возрасте с помощью рисунка ребенок самовыражается. Поэтому не навязывай ему свою точку зрения и не критикуй его работы – ему нужна похвала и поддержка. Только тогда твой начинающий художник будет чувствовать себя свободным и счастливым.



             А ТЕПЕРЬ О ТОМ, О ЧЁМ ГОВОРИТ РИСУНОК ВАШЕГО РЕБЁНКА
Как известно слова составляют лишь 10 процентов информации, получаемой нами в общении друг с другом. Остальные 90 - составляет невербальная информация, а именно жесты, ритм дыхания, запах... Опытный психолог может определить характер человека только лишь по тому, как он ставит свои ботинки в коридоре. Наш почерк, походка, привычки, цветовые предпочтения - все это зеркало, в котором отражается наша сущность. Психологи считают рисунок - одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо всем этом могут поведать детские художества. Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который надо научится грамотно читать.
Таинственное послание В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства и в частности художественного изображения лежат идеи, выдвинутые Карлом Юнгом. Серьезный вклад в развитие этой области психологии сделали также Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. В нашей стране начало диагностики детского рисунка было положено еще В.М. Бехтеревым. В настоящее время тесты "Дом-Дерево-Человек", "Рисунок семьи", "Рисунок Человека", проводимые практически в любой школе - служат одним из важных источников получения информации о характере, ребенка, его страхах, душевном состоянии. Как же понять рисунок? Зигмунд Фрейд три недели подряд изучал статую Моисея работы Микеланджело, измерял ее, делал наброски, а затем написал более двадцати страниц, излагая свои мысли и идеи по поводу этого произведения искусства и психического состояния скульптора. Конечно же современные родители не располагают таким количеством времени для столь пристального изучения творений своих чад. К тому же, если вы три недели подряд будете только и делать, что изучать рисунок, то кто же собственно будет кормить-поить-растить это самое чадо? Поэтому несколько простых советов: Для верного прочтения рисунка доверитесь своей интуиции, первому впечатлению или даже ощущению от рисунка. Какие чувства вызывает у вас рисунок? Радость, умиротворение, страх? Обратите внимание на цвета, которые использует в рисунке ваш малыш. Психолог и исследователь в области цвета Макс Люшер считает, что выбор цвета отражает не только психологические качества человека, но и состояние его здоровья. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение.
НЕМНОГО О ЦВЕТАХ• темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
• зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности; этот цвет считают цветом здоровья, исцеления.
• красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
• желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
• фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
• коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;часто физический недуг. По тому где был использован коричневый цвет в рисунке- возможно определить страдающий орган.
• черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;Ещё чёрный цвет говорит о защите. Возможно в момент рисования ребёнок прорисовал свою личностную защиту. Но у медали всегда как минимум 2стороны. И то, что на сегодня кажется ужасным- на завтра будет замечательным. И эта защита малышу была необходима для самосохранения. О б этом расскажет рисунок:)
• серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
КОЛИЧЕСТВО КАРАНДАШЕЙ ВАЖНЫЙ ЭЛЕМКЕНТ
Также важно колличество используемых цветов. 5-6 цветов говорит о нормальном уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Если ребенок использует простой карандаш при наличии цветных это можно трактовать, как сообщение о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Однако, дорогие родители, анализируя рисунок не стоит забывать об условиях в которых он создавался. Не уподобляйтесь психологу, определившему у мальчика наличие глубокой депрессии только потому что ребенок нарисовал картину черным цветом. Задав ребенку массу вопросов о его отношениях в семье, школе, с друзьями, незадачливый исследователь наконец догадался спросить , почему собственно он нарисовал картинку в исключительно в черных тонах. Мальчик простодушно ответил, что нашел в парте только черный мелок, а остальные мелки он забыл дома! Не желая получать выговор, он просто промолчал о своей забывчивости!
Определите структуру рисунка. Кого ваш малыш нарисовал первым и самым большим? Вероятно к нему ребенок испытывает наибольшую привязанность, особенно если рядом он изобразил себя. Дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу персонаж. Изображение в профиль или спиной может свидетельствовать о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Иногда малыш может "забыть" нарисовать кого-то, особенно, если с этим кем-то он недавно поссорился.
Важную роль играет и то, чем заняты члены семьи на рисунке. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может сигнализировать о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные "комнаты", это может свидетельствовать о проблемах в общении. Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему в ней попросту "нет места". Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.
Манера изображения. Посмотрите внимательно на то, как нарисовано изображение. Итак, постоянные стирания и исправления говорят о повышенной тревожности ребенка. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным. Слабый нажим карандаша и плохо прорисованные детали рисунка - признак психологической неустойчивости и повышенной эмоциональности. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных.Если все фигуры на рисунке нарисованы очень мелко и вся композиция смещена к краю листа, то возможно ваш малыш не слишком уверен в себе, чувствует себя слабым. Если малыш изображает себя в открытой позе, это говорит о его общительности, жизнерадостности, а закрытая поза о замкнутости.

Магия рисунка С помощью рисунка можно не только диагностировать состояние вашего малыша, но и изменять его в лучшую сторону. Вот пример из книги Грегга Ферса "Тайный мир рисунка (исцеление через искусство)". "Девочка шести лет нарисовала, лежа в постели, хотя уже был полдень, одну из диснеевских зверюшек, одну, покинутую, всю в слезах. Для терапевта это был не "просто еще один рисунок", и она поинтересовалась у девочки - а почему зверек такой заплаканный? Девочка ответила, что он провинился, теперь остался один и с ним никто не хочет играть. Терапевт спросила ее: "Чем мы можем ему помочь?", и в ответ услышала: "Ничем!". Терапевт возразила, сказав девочке, что ей очень жаль зверька, попавшего в безвыходную ситуацию, и попросила ее подумать о том, как можно помочь одинокому зверьку. Наконец, они решили нарисовать вокруг других зверюшек и пригласить зверька поиграть с ними. И вскоре этот диснеевский персонаж повеселел, обретя компанию и радуясь вместе с друзьями.Позже эта женщина-терапевт узнала от социального работника, что девочку накануне посетили родители и сказали ей, что смогут навестить ее не раньше следующих выходных, поскольку они не могли приезжать за сотню миль ежедневно. Девочке предстояло пробыть в одиночестве в больнице целых пять дней. Несомненно, нарисовав одинокого зверька, она выразила свое чувство покинутости. После общения с терапевтом девочка встала с постели, нашла себе друзей для игр, и позже видели, как она весело играет с ними. В данном случае рисунок был воспринят другим человеком в качестве значимого и достоверного средства коммуникации и помог этому человеку понять и облегчить стрессовую ситуацию. Сам процесс рисования был целителен и вернул ребенку веселое настроение".
!!!!!!!!!!!!!
Если малыш злится, обижен или просто грустит по непонятной причине, предложите ему нарисовать свою "беду". На листе бумаги может появится страшный бармалей или мышонок в норке, а может быть просто серые кляксы. Спросите у вашего ребенка, а чего хочет эта самая клякса? Возможно она стремится стать морем, волны которого рассекают шустрые рыбы, а дне стоят сундуки полные сокровищ. Пускай на другом листе ребенок изобразит процесс преображения. Грустная мышь может превратиться в принцессу, а страшное чудище - в салют из ирисок и одуванчиков. А это уже совсем другая сказка, другое настроение, другое отношение к себе и окружающему миру.
  И НАПОМНЮ, очень важный момент- знать когда и при каких обстоятельсвах был нарисован шедевр. Бывает так, что детки рисуют одним чёрным карандашом, потомучто попросту забыли пенал дома. :) А вокруг ребёночка уже за день успела развернуться трагедия рождённая преподавателем и психологом( мы специалисты обязаны быть бдительными, но при этой бдительностью воспитателей или преподавателей 
дай бог не упустить важные мелочи:)   
Давайте обсудим эту тему. С радостью отвечу на вопросы.

  



   

 

 

     



Обновлен 18 мар 2012. Создан 10 ноя 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником